Размышления одного слушателя: 5 признаков супер-подкаста

19.21 КБДрузья, я являюсь страстным поклонником информации, поданной через звук. Плеер — мой лучший друг, я с ним засыпаю, мою посуду, иду в магазин. Слушаю последнее время отнюдь не музыку, но прозу: классику, на которую не было ни времени, ни желания в отрочестве, и обучающую литературу.

Естественно, я не могла пройти и мимо такого явления, как подкасты. Первое время я скачивала их с англоязычных подкаст-ресурсов. Потом мне стали интересны вещания и на русском… 

И уж поскольку я в силу прошлого опыта являюсь в некотором роде профессиональным event-менеджером, позвольте поделиться с состоявшимся и будущими авторами подкастов  парой-тройкой наблюдений. Возможно, вы уже выполняете все перечисленные пункты и даже больше. Возможно, вы кое-что упускаете из виду. В любом случае, буду рада, если мои размышления вам пригодятся. 

Признак 1: Всем все слышно…

Пожалуйста! Пожалуйста! Пожалуйста!… не поленитесь поставить себя на место ваших слушателей. За пару дней до часа X попросите пару-тройку друзей зарегистрироваться на сайте, с которого будете делать вещание, "прикинуться" слушателями, а сами тоже подключитесь с вашего компьютера, с вашим микрофоном и дайте уже пробный урок — в воздух, так сказать. В результате такого эксперимента может обнаружиться, что вас

а) слышно с шумами
б) слышно с диким металлическим эхом
в) вообще не слышно.

Поскольку вы этот эксперимент делаете НЕ за 5 минут до прямого эфира, у вас еще есть время  починить микрофон-компьютер или же вообще отложить семинар в случае серьезных технических проблем. Ведь зачем вы делаете каст? Вы хотите увеличить количество клиентов. Но если знакомство с вами началось с таких нелепостей, как какие-то шумы (обидно, да?), то вряд ли оно продолжится. Мне вот, например, очень важно время. Мне физически жаль времени, потраченного на ожидание устранения неполадок. 

Пример из моего рабочего опыта (компания занимается организацией семинаров):
— мы проверяли видимость/слышимость происходяшего на сцене с разных точек зрительного зала (в нашем случае — с трибун ледовых дворцов), чтобы в случае плохой видимости/ слышимости установить плазменные панели с прямой трансляцией действа на сцене/ дополнительные, развернутые в нужную сторону колонки. Мы понимали, что если аудитория банально не слышит или не видит происходящего на сцене, то гроша ломаного не стоит гениальная режиссура. 

Признак 2: …и слушать вас — "вкусно"

Подкаст — это ТОЛЬКО голос. Ваше физическое обаяние, изысканная манера одеваться, милые жесты — этого всего не видно, ТОЛЬКО голос. То, что позволено голосу с поддержкой хорошей картинки, не позволено голосу, которые выступает соло. На мой взгляд, голосу подкаста ни в коем случае нельзя "читать с листа". То, что текст зачитывается, всегда слышно. И мне сразу в голову закрадываются мысли о том, что человек не совсем разбирается в том, чему обучает. Но заикающаяся, спутанная, чересчур "разговорная" манера, с "нуууу", "кагбэ", бесконечными повторами одной и той же фразы — тоже не комильфо. И тоже наводит на мысли: человек плохо разбирается в том, о чем рассказывает. Обидно, что у слушателей возникают такие ощущения, если авторы, на самом-то деле, глубоко профессионалы. Мне как слушателю хочется слышать речь такую:

— страстную, артистичную, без "чтения с листа" — чтобы было слышно, что человек наслаждается возможностью поговорить на любимую тему;
— внятную, громкую
— грамотную

Я бы рискнула предложить авторам подкастов, прежде чем выходить в люди, записать себя, а потом прослушать. Потом прочитать пару-тройку книг об ораторском искусстве, снова записать себя, прочувствовать разницу и уже с честной совестью выходить на аудиторию.

Еще одно небольшое замечание: если "ваш русский" имеет в своем произношении некоторую особенность (характерную для вашей местности), то вы можете найти целесообразным поработать и здесь. Так уж исторически сложилось, что есть в стране "московское" произношение (вау, круто, профессионально, ухты) и, скажем так, "немосковское" (периферия, нестолично, и оно будет меня учить?). Мы, на Волге, например, безбожно тянем гласные (и еще многие из нас, забывшись, говорят "чё" вместо "што"). И, возьмись я за подкасты (без предварительной подготовки произношения) не видать мне придирчивых столичных жителей в качестве своих слушателей, увы. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон (с) к/ф "Карнавал".

Пример из моего рабочего опыта:
— тут тяжело провести пример, потому что выступающие на наших мероприятиях использовали И голос, И "картинку", но с особенностями произношения были и у нас "нюансы". Мы очень осторожничали, например, с тем, из каких регионов России приглашать выступающих для мероприятий в Москве и Санкт-Петербурге. Эта публика очень чувствительна к манере подачи, ей подавай того, что она называет "интеллигентным" — не только в манере поведения, но и в произношении.

Признак 3: Утешили слушателей-визуалов

Третий пункт вытекает из второго же: раз голос выступает соло, дайте же слушателям визуальную поддержку! Особенно это касается подкастов об одежде, стиле. Сделайте презентацию с картинками, пронумеруйте страницы презентации (чтобы удобнее было отсылать слушаетелей к иллюстрациям во время каста). Некоторые авторы такие презентации высылают слушателям заранее. Я думаю, можно дать ссылку на скачивание и в прямом эфире (в чате), но это менее надежный способ. Да! Нужно только учитывать один важный технический момент: бывает, что картинки, вставленные в презентацию, не отображаются нигде, кроме "родного" компьютера. Поэтому лучше презентацию протестировать на другом компьютере, чтобы не рассылать слушателям нерабочую версию. Да, и нужно следить, чтобы презентация не была слишком уж тяжелой (я, например, файл размером 10 Мб выкачиваю за 1 минуту. Больше минуты — это уже для меня считается "много").. 

Пример из моего рабочего опыта:
— визуальной поддержкой своих выступлений у нас пользовались только опытные выступающие, понимающие толк в союзе слух+зрительное_восприятие. А вот относительно момента с "исчезнувшими" из презентации фотографиями, такое случалось очень часто.

Кстати, вот здесь можно почитать о правилах оформления самой презентации, если кому будет интересна подробнее эта тема.

Признак 4: Слушать вас не только "вкусно", но и… интересно, ага.

В-четвертых, содержание. Ставлю его аж четвертым номером, потому что когда лично я воспринимаю на слух, я могу простить скучноватое содержание харизматичному голосу. А когда наоборот — уже не могу простить, увы. Чтобы и самой не лить воды, скажу, какие у меня критерии при оценке значимости содержания:

— я ВСЕГДА ищу упоминания о реальных, живых историях, произошедших, например, с клиентами автора каста. Посмотрите: не вы родночальник направления, о котором вещаете (если вы — родночальник, то другой вопрос), так любая озвученная вами теория — это перессказ уже сказанного-написанного. И всегда среди слушателей найдутся люди, которые в какой-то момент начнут зевать. Но ваш личный практический опыт — этого нет ни у кого! Удобно, да? Прямо рядом с вами такой ценнейший материал, почему бы его не озвучить? Мне видится, что сойдет даже вставка вроде "…у меня была клиентка именно с таким типом фигуры. Мы ей подобрали платье такого-то типа и на следующей неделе она мне позвонила сообщить, что столько восхищенных взглядов не ловила со времен институтской скамьи". Еще неплохо в качестве разбавителя теории подошли бы всевозможные байки из мира моды, анекдоты какие-нибудь, интересные факты об истории одежды. Да мало ли!

Уберите из своего выступления все, что вам самим неинтересно. "Все мы знаем, что одежда играет огромную роль в нашей жизни…", "Одежда может подчеркнуть вашу индивидуальность" — я про подобные общие фразы, которые в некоторых случаях занимают добрые 20-30% повествования (а то и больше половины). Мне такие касты напоминают меня в школьные годы, когда сочинение нужно было написать минимум "на три листа", и вот я сидела и мучительно выжимала из себя слова, комкала их в предложения и постоянно сверялась: сколько там осталось до заветных "трех листов?".

Признак 5: Вопросы слушателей… А надо ли?

5) Пятым пунктом хотелось бы обратить внимание общественности на процедуру под названием "вопросы автору каста". Такие акции, как правило, превращаются в довольно занудное действо… Автор сопит в микрофон, ожидая вопросы, последние не торопятся, вдруг появляются, но ответы на них интересны исключительно только спрашивающему… Потому что, как правило, это либо переспрашивание того, что пять минут назад было сказано или вопросы типа "а что конкретно мне идет?". Автор суетится, чего-то объясняет спросившему, а все остальные сидят и рассматривают узоры на обоях. В общем, я бы предложила поступить так:

— иметь подставных лиц, которые будут задавать "интересные" вопросы, если аудитория будет скромничать;
— совсем не проводить подобных акций (если по ходу каста в чате будут появляться вопросы — пусть, но вслух самому такое не предлагать);
— в конце каста, минуты за 3 до окончания, резвенько так спросить "Есть вопросы?" — три секунды — "Всем спасибо, все свободны!". И закруглиться. Не тратить, короче, на это время.

На этом позвольте откланяться. Всем желаю вдохновения, творческих прорывов и всего самого наилучшего. 

Похожие записи: