Интвервью с имиджмейкером Еленой Койновой (Санкт-Петербург)

Друзья, выкладываю обещанное интервью с . Журнал Елены я нашла через френдленту сообщества [info]got_outfit (очень его рекомендую, там можно, например, выложить свою фотографию и спросить совета насчет своего аутфита — идет вам или нет, где подправить и т.д.). С Еленой мы взаимно подружились (ураура!), а потом, после того, как я перевела рассказ одного американского стилиста о том, как он проводит свой день, родилась идея сделать интервью с Еленой (сайт Елены: www.koinova.ru/). Кстати, после интервью, по совету Елены, я таки купила зеркало в полный рост, повесила его так, чтобы можно было себя хорошо рассмотреть с расстояния и при дневном свете…

Итак, наша беседа (там и про будни стилиста, и практические советы,  наводки на журналы других профессионалов стиля и фотографии знаменитостей, за чьими аутфитами стоит последить):

***


34.01 КБ

Реально ли профессией стилиста заработать «много денег»? Что нужно сделать, чтобы иметь коммерческий успех в этой профессии?

Что такое «много денег»? Я никогда не слышала о стилистах-миллионерах. Если вы востребованы, то на кусок хлеба с маслом вы заработаете. Чтобы иметь успех нужно ровно то, что и в других профессиях: настойчивость, трудолюбие, нужно «гореть» этим. Успех приходит к тому, кто его достоин.

И все же никогда не хотелось, например, переквалифицироваться в модельера, создать свою линию одежды? Тем более, модельеры, бывает, и миллионерами становятся…

Линию свою я, скорее всего, уже не сделаю. Я много общаюсь с питерскими дизайнерами и знаю почем фунт лиха.

Значит, из всех ипостасей имиджмейкра «модельер» — не ваш путь. В чем тогда ваша специализация? Даже домохозяек делят на «поломоек» и «кухарок», любящих убирать или готовить, а вы что больше всего в своей профессии любите?

Про «кухарок и поломоек» — я люблю разнообразие! Не люблю зацикливаться, мне все нравится и интересно. Сегодня, например, одевала женщину из правительства, а завтра поеду картины развешивать, т.к. пока есть немного свободного времени, решила помочь знакомым оформить интерьер квартиры, уже мебель выбрала и заказала. Красивые витражи сделаем (как раз пытаюсь разобраться в технологиях, чтобы с художниками, которые будут их изготавливать, на одном языке говорить…). Мне и самой интересно! Домашний интерьер — тоже часть личного имиджа человека! Люблю, когда гармонично все!

Возвращаясь к финансовой стороне дела, раз «на хлеб с маслом» хватает, значит клиентов у вас достаточно. Поделитесь секретами раскрутки?

Мои секреты — это сарафанное радио и совет-подруги-которая-уже-побывала-у-Елены-Койновой, такие вещи лучше любого специального «пиара». Многие возвращаются на повторные консультирования, им нравится моя манера работы. Я человек прямой и конкретный (клиент, решившийся на перемены в себе это чувствует), не поступающийся профессиональным отношением ради желания угодить, понравиться клиенту. Либо доверяете профессионалу, либо живете по-прежнему, и дозреваете до желания что-то менять в своей жизни…

Либо доверяете профессионалу, либо по-прежнему.  Значит ли это, что если клиент категорически против каких-то ваших идей, то вы отказываетесь с ним работать? Почему спрашиваю: у меня есть подруга, которая иногда консультируется со мной на тему «что идет, что не идет». Так вот  она мне открыла глаза на существенный «недостаток» профессии стилиста: это когда человек держится за вещи, которые ему не идут, а он упорно считает себя в них красивым и совершенно искренне любуется на себя в этих вещах в зеркале. Я в таких случаях, бывает, раздражаюсь, пропадает желание дальше с человеком на эту тему разговаривать.  Когда человек с непропорционально высоким лбом отказывается носить челку,  когда упорно подводит черным карандашом маленькие глаза и считает, что они так больше и выразительнее. У вас такое бывало? И вы вот так просто ставите клиента перед фактом: или как я сказала или никак? Не, я как раз восхищаюсь таким подходом… Или тут надо мягко работать? В чем секрет?

Для таких случаев у меня есть отличный метод (личная наработка, можно сказать — личное ноу-хау: я фотографирую человека в том, в чем ему нравится , в том силуэте, цвете и т.п., а потом — так, как больше нравится мне. После этого показываю ему 2 фотографии. Можно на мониторе, можно просто на экране фотоаппарата. Это действует почти безотказно. Обычно человек видит себя в зеркале ИЗНУТРИ собственной головы (в которой куча предубеждений, типа: ой, у меня шея не такая, «затылок скошен»J), а тут, особенно когда на маленьком мониторе фотоаппарата, — все уменьшенно и не разглядеть лицо с «некрасивым носом», на который кроме нее, внимания никто и не обращает. На фотографиях будет очень хорошо видна разница силуэтов, и общее восприятие себя у клиента меняется с «обрывочного» на «цельное». Возникает момент «объективной оценки со стороны». И мне очень помогает чувство юмора и сарказм, но тут нужно очень тонко чувствовать, над кем можно слегка подшутить, кому надо дать жесткого пендаля сарказмом, историю о превращении другого человека рассказать. А вообще, все это прекрасно дополняет друг друга: в смысле, юмор и наглядная агитация.  Я всегда готова пойти на компромисс, я даю попробовать «новое», потом «соглашаюсь» (да, не будем менять, ходите в привычном…). А у человека-то уже другая картинка застряла в голове, и он через неделю-2-3 звонит и говорит: «Созрел, стригите челку»…
Три распространенные ошибки стиля, которые вам приходилось исправлять:

1) Женщины полные и «с формами» пытаются скрыть это с помощью одежды большего размера;

2) Стройные женщины возраста «30-39» почему-то любят рюшечки и маечки, которые на пару размеров меньше их реального размера;

3) Гардероб, который состоит из вещей мрачных цветов.  Аргумент клиентов: «зато практично».

А что, совсем не было клиентов, недовольных работой с вами?

Почему же, были. Был, например, опыт неудачного окрашивания, когда парикмахер не до конца понял, что от него требуется. Это было очень давно, тогда я еще не умела разговаривать с парикмахерами на одном языке. Еще один случай был с преподавательницей ВУЗа, которая обиделась, что ее сделали на 10 лет моложе. Она сказала: «Лена, на меня теперь мужчины в институте оглядываются. Это же неприлично!». А ведь не было мини-юбок, декольте, нет-нет-нет! Была смена гардероба с «доисторического» на современный.

Кстати, порекомендуйте, пожалуйста, магазины одежды в России, где, по вашему опыту, можно найти вещи для современного стильного гардероба. Из масс-маркета что-нибудь?

Среди масс-маркета кого-то одного не могу выделить, т.к. от сезона к сезону коллекции могут сильно разниться. Бывает, что HM радует, бывает Zara, Motivi в каждом сезоне чем-то радует, прошлой осенью Зарина наша меня удивила в хорошем смысле.

Елена, сейчас в России, кажется, становится модным заботиться о гармоничности своего аутфита. Это радует. Но, как всегда в начале какого-то бума, появляется много людей, которые прочитали пару книжек, начитались профессиональным сообществ и уже малодушно подумывают о «карьере имиджмейкера» (я и про себя сейчас тоже). Если бы вам, как человеку, который уже не первый год в этой сфере работает, пришлось о чем-то предупредить таких «новичков», вы бы что сказали? Какие там есть подводные камни, которых с первого взгляда и не разглядишь?

Я бы не рекомендовала становиться стилистом людям, которые не любят ответственности. Становясь стилистом (на фотосъемках, в рекламе, или просто, преображая обычных людей), вы всегда будете нести ответственность за всех: за модельеров, парикмахеров, визажистов и пр. Потому что именно стилист является «переводчиком» между ними всеми. Именно у стилиста в голове должен существовать четкий образ того «финального кадра», к которому он должен привести всю команду. Именно он должен понимать как нужно накрасить и одеть, чтобы с этим светом, именно в этом помещении получилось то, что нужно. Фактически, он должен понимать сложности каждого, кто участвует в этих процессах: видеть свет как фотограф, видеть специфику лица, чтобы объяснить визажисту какой грим для этого лица подойдет лучше всего… Еще нужно быть хорошим психологом и переговорщиком, т.к. стилист должен уметь находить компромисс, когда происходит форс-мажор (на наших съемках это происходит постоянно, кстати). И всегда должна быть готовность сделать то, что не входит в его прямые обязанности. Особенно, на съемках клипов, рекламы и пр.

И обратный теперь вопрос: из каких людей получаются идеальные стилисты? Какие качества в себе искать, чтобы проверить, стоит ли вообще задумываться об этом направлении всерьез?

Я не люблю слово «идеальный». Я его не понимаю. Всегда может быть что-то лучшее, мне так кажется. Хороший стилист — это тот, который творчески относится к делу, но при этом четко понимает задачу и не старается «выразить себя» с помощью клиента.

Думаю, что хорошие стилисты получаются из людей, которые хорошо «слышат» других людей, умеют настраиваться на них. Еще, конечно, общий визуальный «багаж» должен быть объемным, в воображении необходимо иметь множество разных картинок и их комбинаций. Хотя вкус, к сожалению, прививается с большим трудом, если вообще есть тенденция к его появлению…

146.11 КБ Какие знания необходимы стилисту и принципиально ли, на ваш взгляд, получать эти знания в учебных заведениях? Расскажите, какие у вас были «университеты» и что вы вообще думаете о стилистах-самоучках?

Если в целом, то стилисту нужны знания самого широкого спектра: от психологии до новых тенденций в окрашивании волос. Кому-то легче получать эти знания «дозировано и методично», кому-то ближе эмпирический метод. Лучше талантливый самоучка, чем бездарь с кучей дипломов. Что касается меня, то начинала я с работы моделью, причем не просто позировала, а уже тогда мне было интересно совместно с фотографами разрабатывать идеи съемок. Училась на парикмахера, был период жизни, когда стригла и красила всех вокруг. Потом появились курсы имиджмейкеров, это было лет 10 назад. На этих курсах было очень много психологии (кстати, насколько я знаю, ни один человек из тех, с кем я училась на тех курсах, не использовал потом это ни в жизни, ни в профессии). Дальше был длинный период работы в видеостудии и на ТВ, Где приходилось заниматься всем, от кастингов до грима. Параллельно всем моим «официальным» работам, я занималась любимым делом: водила знакомых к парикмахерам, находила для друзей сценические наряды по секонд-хэндам, разрабатывала эскизы театральных костюмов и платьев «на выход». Настал момент, когда мое хобби начало занимать все мое свободное время — и вечера и выходные.

Можете ли вы порекомендовать две книги: одну для начинающих и одну для профессионалов?

Я читаю А.Васильева. Наверное, это будет интересно всем, там много познавательного, всякие «вкусности» из истории. Профессионалам советую почаще ходить в музеи живописи и в музеи современного искусства. Именно там рождается новое, которое потом воплощается и в дизайне, и в моде.

Насколько для стилиста важно участвовать в профессиональных конкурсах? Участвуете ли вы в таких мероприятиях, в каких?

Наверное, в начале карьеры это обязательный этап, когда не очень уверен в себе, когда хочется что-то доказать миру … Я начинала этим заниматься больше 15 лет назад. Тогда в нашей стране профессия стилист большинством воспринималась так: «Стилист? Ну-ну, и чего ты стилизуешь?» Теперь, возможно, это было бы интересно, но конкурсов для стилистов по-прежнему нет. Я, конечно, в курсе про всякие «Невские берега», но, поверьте мне, у большинства профи все эти пирамиды на головах и полный фэйс-арт (который не меняется десятилетиями) вызывает просто дикий ужас. Это не имеет никакого отношения к стилю. Это чистое парикмахерское и визажистское искусство, которое оценить могут только члены жюри.

А с коллегами-стилистами общаетесь? С кем? И вообще, не боитесь ли конкуренции?

С коллегами общаюсь с удовольствием. Некоторых читаю в жж (например, Наталья Лавришина , Анастасия Дурасова , Ольга Колесникова ) с некоторыми время от времени встречаюсь. Конкуренции не боюсь, т.к. у всех свои методики работы. А это означает, что каждый клиент может выбирать, кто именно больше всего ему подойдет. Сложности происходят как раз тогда, когда я чувствую, что клиент «не мой», ему не нужен «глубокий» подход. Тогда я начинаю очень быстро искать замену себе, потому что просто пройтись по магазинам, подобрать что-то такое, что характеризуется потом словами «Ну нормально», для меня совершенно не интересно. «Вау» вначале, и долгий кайф от созерцания сопутствующих перемен внутри и снаружи клиента — это мое.

Елена, вычитала в журнале такой совет: если на консультацию с профессиональным стилистом нет ни времени, ни денег, ни смелости, то хотя бы найдите для себя «икону стиля», следите за ее гардеробом, созерцайте ее фотографии в глянцевых журналах.  Помогите найти образец для подражания: кого из «звезд» вы, как профессионал, считаете человеком вкуса и стиля? Если этот вопрос про селебрити, то Ингеборга Дапкунайте, Алёна Долецкая  (из «русских»), из иноземных — Ума Турман, Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон.

Если из менее известных в широких кругах, то Яна Якубёнок. Она и визажист, и стилист, и парикмахер, и просто очень яркая , стильная и гармоничная девушка из Петербурга.

Плох тот солдат, который не стремится стать генералом. Плох тот имиджмейкер, который не стремится стать… кем? Есть ли у вас профессиональная мечта? Говорят, если озвучишь на большую аудиторию, то точно сбудется…

Мечта есть. За годы работы вокруг меня появилось большое количество талантливых модельеров, парикмахеров, визажистов и т.д. Очень бы хотелось объединить людей, которые по духу и отношению к клиентам близки мне. Возможно, это могла бы быть какая-то студия, попав в которую, клиент мог бы получить сразу все: от консультации психолога, до нового готового образа. Я думаю над этим. Все произойдет в момент, когда ситуация сложится наилучшим образом. Видимо, пока не хватает нескольких пазлов.

Если бы вас попросили дать один универсальный совет тем, кто хочет всегда выглядеть стильно и гармонично, вы бы какую рекомендацию дали?

Я бы рекомендовала почаще стоять перед зеркалом в полный рост. Большинство людей банально не знают своей фигуры, их реальный размер для них — открытие.

Похожие записи: