Теория цвета Игоря Ассельбергса. Часть 3. Яркость и белизна: в чем разница?

Коллеги,

продолжаю публиковать переводы статьей из  livelygrey.com. Хозяин блога и автор статей — датчанин Игорь Ассельбергс (Igor Asselbergs), практикующий дизайнер и ныне управляющий компанией по производству программного обеспечения для дизайнеров. 

67.35 КБ

У меня (ура-ура!) появляются новые друзья, поэтому я хочу еще раз обосновать причину появления постов о теории цвета в блоге, посвященном имиджу и стилю в одежде (копирую из своего же сообщения):

«Почему я считаю, что для нас эта информация очень важна: если мы понимаем, что цвет — это вещь очень тонкая, подчиняющаяся определенным физическим законам, то мы, разумеется, уже не сможем одевать на себя, что попало. Например, в первой статье Что такое цвет? автор предлагает ознакомиться с удивительной оптической иллюзией, от которой я сама, если честно, чуть не упала со стула (не вру!). Самое смешное, что образцы оптических иллюзий иногда наблюдаем и на людях: стилисты не дадут соврать, цвет одежды и макияжа иногда разыгрывает хозяина самым подлым образом. Увеличивает то, что пытались скрыть, уменьшает то, чем гордятся… А если еще и сам цвет, будучи одетым на человека, вдруг «меняется» и видится окружающим совсем не таким, каким примерещился хозяину в магазине, то тут уж… Только руками развести и срочно бежать изучать, что там с чем да как».

Ранее в моем журнале уже появлялись переводы статей г-на Ассельбергса:

Что такое цвет?
Яркость, насыщенность и оттенок

Теперь переходим собственно к переводу пассажа про яркость и белизну (whiteness):

«В этом посте мы исследуем вопрос разницы между яркостью и белизной. На первый взгляд, эта тема звучит как-то глупо, но с таким определением согласятся разве что те, кого теория цвета не очень-то и интересует. Если же ваша цель – научиться использовать цвет на профессиональном уровне, лучше вам удобно устроиться и приготовиться внимательно слушать.

Возьмите банан и помидор и положите их рядом. Вы заметите, что банан ярче помидора, а причина тому: насыщенный желтый ярче насыщенного красного. Да, оттенки спектра имеет «натуральную яркость» разной степени.

23.48 КБ

Верхняя половина этого цветового круга ярче, чем нижняя. Желтый находится на самой верщине круга, то есть обычно желтые предметы ярче темно-пурпурного (темно-пурпурный/purple – в самом низу круга)

23.65 КБ

Но если мы переведем те же цвета в соответствующую черно-белую гамму, разница в яркости становится еще более очевидной. Выражаясь физическими терминами: вершина круга отражает 90% света, в то время как нижняя часть круга отражает только 22%.

А теперь поговорим о белизне. Белизна цвета – это количество белых вкраплений, которые содержит цвет. Например, представьте кувшин с желтой краской, кувшин с красной краской и кувшин с белой краской. Правда, чтобы этот эксперимент сработал, нужно, чтобы и желтая, и красная краска в горшках имели одинаковую насыщенность. Если вы добавите одинаковое количество белой краски в горшки с желтой и красной краской, эти цвета все еще будут разниться в яркости. НО (и это очень важное «но»), они приобретут некую схожесть. Они оба приобретут «молочный» налет, станут чуть ярче. То же самое верно и при добавлении черной краски. Если вы добавите одинаковое количество черного цвета к разным цветам одинаковой насыщенности, они приобретут схожесть, хотя и будут разниться в яркости.

23.42 КБ

В этом цветовом круге все цвета содержат одинаковое количество добавленного белого цвета. Посмотрите, какими «молочными» и спокойными стали цвета.

А вот вам еще один пример классификации цветов в зависимости от степени белизны.

1018 байт

1020 байт

Верхний ряд цветов имеет одинаковую насыщенность. Посмотрите, какими разными видятся эти цвета и как тяжело было бы их гармонично скомбинировать. А нижний ряд цветов имеет одинаковую насыщенность И одинаковую белизну. Как вы видите, внезапно цвета приобрели что-то общее, стали выглядеть более сочетаемыми. Как я уже упоминал, то же самое работает и в случае с черным. Добавление черного сделает цвета более темными, но они приобретут похожие черты. Если мы добавим и белый, и черный, это сделает цвета более серыми, то есть менее насыщенными.

Для человека, практикующего дизайн (в любой области) эта идея — разделение цветов в зависимости от количества белого/ черного пигмента в них – даже более ценна, чем разделение цветов по яркости. Зная о таком понятии как «белизна», вы с легкостью сможете создавать приятные глазу цветовые комбинации. Более того, вы сможете предсказать, какие цветовые сочетания понравятся большинству людей, а какие сочетания, скорее всего, не найдут своих фанатов. Но для этого вам нужно подождать следующих переводов моих статей.

NCS

Насколько я знаю (поправьте меня, если я не прав), в мире существует только одна цветовая система, которая дает классификацию цветов в зависимости от белизны. Я сейчас говорю о Natural Color System из Швеции. NCS была разработана Швецким Институтом Цвета и является главным цветовым стандартом европейской индустрии цвета. Я бы очень рекомендовал любому дизайнеру купить хотя бы простейшую цветовую палитру NCS. А если вы проживаете в Европе, вы можете попробовать получить цветовую палитру у какого-нибудь крупного производителя красок, того, который как раз использует систему NCS. По крайней мере, у меня всегда такое срабатывало :) NCS также предоставляет электронные палитры для Photoshop и других известных приложений для дизайна.

Похожие записи: